Деятельность 5-й Ворговской партизанской бригады имени Сергея Лазо

«Я, гражданин великого Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен.

Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы всех своих командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину. За сожжённые города и сёла, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилия и издевательства над нашим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно.Кровь за кровь и смерть за смерть!

Я клянусь всеми средствами помогать Красной Армии уничтожать бешеных гитлеровских псов, не щадя своей крови и своей жизни.

Я клянусь, что скорее умру в жестоком бою с врагом, чем отдам себя, свою семью и весь советский народ в рабство кровавому фашизму. Если же по своей слабости, трусости или злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей».

Кезиков Г.И. - командир 5-й Ворговской партизанской бригады

Коротченко Т.М. - начальник штаба 5-й Ворговской партизанской бригады

Шараев Н.С.

Такую клятву произносил каждый, кто вступал в ряды народных мстителей и вёл войну с самым ненавистным врагом Родины – фашизмом. На территории Смоленской области действовало большое количество партизанских отрядов, но более подробно хочется рассказать о деятельности 5-й Ворговской партизанской бригады имени С.Лазо, которая совершала рейды на территории Рославльского района и вела ожесточённую борьбу с оккупантами.

5-ая Ворговская партизанская бригада была образована в Ельнинском районе Смоленской области в ноябре 1941 года.

В июне 1942 года по заданию Смоленского обкома партии из партизанского полка им. С. Лазо был выделен особый отряд численностью 200 человек и направлен в 150- километровый рейд из Ельнинский лесов в район пос. Ершичи (Ворговский лес) с заданием развернуть активную партизанскую борьбу на железнодорожных и шоссейных дорогах Рославльского узла и добывать разведданные для фронта. Командующими этого отряда были: командир Т.М. Коротченко, затем Г.И. Кезиков, комиссар Н.С. Шараев, с июля 1943 года – В.С. Давыдов.

Отряд быстро рос за счёт местных партизан. Причём главным резервом роста являлась молодёжь. В июле 1942 года ЦК ВЛКСМ сообщало, что на территории Смоленщины в партизанских отрядах и бригадах действует более 2000 человек (главным образом молодёжи). Основная работа молодёжи заключалась в активной пропаганде среди местного населения о вступлении в партизанские отряды, оказании им посильной помощи. Молодые люди занималась распространением листовок, газет, брошюр, которые доставлялись на оккупированную территорию с Большой земли. Эта пропаганда способствовала началу активной деятельности со стороны мирных граждан, которые тайно собирали и передавали партизанам винтовки, пулемёты, гранаты и патроны. Комсомольцы входили в главные диверсионные отряды, где необходимо было умение быстро мобилизоваться, совершать длительные переходы.

К сентябрю 1942 года численность отряда достигла 500 человек. 1 сентября 1942 года был совершён разгром немецкого гарнизона в селе РазрытоеЕршичского района. Потери врага 35 человек. Активную диверсионную деятельность развернул отряд на линиях Рославльского железнодорожного узла, где действовала сеть диверсионных «пятёрок», которая буквально оседлала участки железных дорог между станциями Пригорье – Рославль – Шестеровка и Рославль – Стодолище общей протяжённостью более 100 километров.

Среди многих искусных минёров особо отличался комсомолец Юрий Осадчий, имевший к этому времени на своём счету семь крушений вражеских воинских эшелонов, из них два с живой силой. Этот счёт он открыл в сентябре 1941 года, когда был заброшен в тыл врага в составе диверсионной группы № 36, состоявшей из комсомольцев – москвичей. Вокруг неё образовался партизанский отряд, который в 1942 году влился в бригаду им. С. Лазо. Хорошо обученные минно–подрывному делу молодые люди стали ядром диверсионной службы бригады, впоследствии возглавленной Ю.П. Осадчим.

К началу октября крушения воинских эшелонов на железной дороге Рославль – Брянск, Рославль – Кричев, Кричев – Унеча, Брянск – Гомель стали настолько частыми, что немцы вынуждены были в ночное время прекратить движение по железным дорогам. Оккупационные власти и охранные войска принимали всевозможные меры, чтобы обезопасить свои коммуникации. Они поставили мелкие гарнизоны, построили доты в наиболее уязвимых местах дороги, заставили местных жителей срубить деревья и кусты на расстоянии 150-200 метров от железнодорожной линии.

Эти меры серьёзно осложнили и затруднили действия диверсионных групп, поезда стали взрываться реже, зато чаще взрывались большие отрезки железнодорожного полотна, фашистам приходилось перешивать четверть километра железнодорожного пути. На что требовалось немалое время.

Стремясь всемерно помочь родной Красной Армии, героически сражавшейся под Сталинградом, куда фашисты по всем железным дорогам подтягивали свои резервы, командование партизанской бригады им. С. Лазо решило перейти к крупным диверсиям. В ночь на 15 октября 1942 года был совершён налёт на станцию Понятовка, в 35 километрах юго-западнее Рославля. Поблизости от станции располагался аэродром для небольших транспортных самолётов. Станцию и аэродром охраняли немецкие гарнизоны общей численностью до 400 солдат и офицеров. Обстоятельная разведка и отработка плана операции помогли партизанам скрытно подойти к объекту, заблокировать аэродром, обрушить внезапный удар на станцию и быстро овладеть ею.

Из сводки Совинформбюро. «Утреннее сообщение 16 октября. Партизанская бригада им. С. Лазо, действующая в одном из оккупированных немцами районов Смоленской области, внезапным налётом на железнодорожную станцию истребила свыше 100 гитлеровцев, захватила и сожгла три эшелона с различными грузами, уничтожила два склада горючего, три склада с обмундированием и все станционные сооружения: здания, две водонапорные башни,12 стрелочных переводов, 2 семафора, 600 метров телефонно- телеграфной линии». Движение поездов между Кричевым и Рославлем было прервано на трое суток.

В октябре 1942 года бригада им. С. Лазо была преобразована в 5-ю Ворговскую партизанскую бригаду им. С. Лазо, состоявшую из 3 батальонов и штабной роты. Выписка из приказа главнокомандующего партизанского движения от 25 октября 1942 года № 0056 г. Москва. «II Ворговскую партизанскую бригаду сформировать из состава отряда Г.И. Кезикова. Командиром бригады назначить старшего политрука Г.И. Кезикова, комиссаром бригады – Н.С. Шараева, начальником штаба – капитана В.П. Клюева. Партизанскую бригаду дислоцировать в лесах пос. Ворги 22 км. (Южнее города Рославля).

Главнокомандующий партизанским движением: К.Е. Ворошилов.

Начальник штаба партизанского движения: П.К. Пономаренко».

Бюро бригады:
1. Винокуров А.Я. - с июня 1942 г. по март 1943 г.
2. Белов В.П. - с марта 1943 г. по июнь 1943 г.
3. Рыков С.Е. - с июля 1943 г. по 20 сентября 1943 г.

Члены партийного бюро:
1. Шараев Н.С. - июль 1942 г. по май 1943 г.
2. Кезиков Г.И. - июнь 1942 г. по сентябрь 1943 г.
3. Мищенко С.К. - сентябрь 1942 г. по сентябрь 1943 г.
4. Пуденков И.Т. - сентябрь 1942 г. по сентябрь 1943 г.
5. Капитанов Ф.И. - июль 1942 г. по февраль 1943 г.
6. Давыдов В.С. - май 1943 г. по сентябрь 1943 г.

С этого времени бригада начинает действовать не только на территории Смоленской области, но и в Орловской, Могилёвской области, по которым совершает рейд протяженностью 600 км, дезорганизуя тыл врага.

Самой значительной и успешной боевой операцией 5-й Ворговской бригады им. С. Лазо считается Пригорьевская операция. «В ночь на 5 ноября 1942 года, бригада лазовцев при участии двух подразделенений 2-й Клетнянской бригады провела очень смелую и искусную операцию по разгрому станции Пригорье на железной дороге Рославль – Брянск, в 24 километрах юго-восточнее Рославля и в 18 километрах от станции Сещенская. Одновременно с началом штурма пристанционного посёлка и деревни Пригоры были взорваны два небольших железнодорожных моста со стороны Рославля и Сещенской. Разгромив основные силы гарнизона противника, партизаны захватили станцию и удерживали её более четырёх часов. За это время было уничтожено 17 самолётов, стоявших на платформах, эшелон с бронетягачами, 2 вагона с боеприпасами, две цистерны с горючим, 13 автомашин, склады с продовольствием и зимним обмундированием, узел телефонной и телеграфной связи, подорваны все стрелки и семафоры, водонапорная башня и насосная станция. Потери оккупантов составили 370 солдат и офицеров. Прерванное в результате разгрома станции Пригорье движение по железной дороге Рославль-Брянск на 12 суток было ощутимой помощью Красной Армии».

Потери бригады составили: убитыми 27 человек, ранеными 35.

Чибиряк Г.Г. – командир 1-го батальона 5-й Ворговской партизанской бригады

Во время боя за Пригорье исключительную храбрость и находчивость проявил комиссар 1-го батальона Г.Г. Чиберяк. Под градом фашистских пуль он со взводом бойцов прорвался на станционные пути и захватил эшелон с самолётами. Получив тяжёлое ранение, коммунист отказался уйти с поля боя, хотя силы иссякали. Умирая, Чиберяк успел сказать: «Передайте боевым друзьям, что я честно погиб в бою за Родину, за наш советский народ». Действия партизан на станции Пригорье были высоко оценены советским командованием. «Эта операция, – подчеркнул бывший заместитель начальника ЗШПД А.А. Прохоров, – являлась столь значительной, что о ней было немедленно доложено в ЦК ВКП(б) и в Ставку Верховного Главнокомандования»

За осень и зиму 1942/1943 года Ворговская партизанская бригада им. С. Лазо разгромила три железнодорожные станции, провела 12 диверсий по взрыву железнодорожного полотна, разрушив при этом 11540 метров рельсового пути, две телефонные станции и 18800 метров телефонно–телеграфной проводной сети. Диверсионные группы бригады пустили под откос 26 эшелонов противника, в том числе 6 эшелонов с живой силой, два – с танками и один – с горючим. При крушениях вражеских поездов полностью разрушились 15 паравозов, 46 вагонов с живой силой, 30 платформ с танками. Пять эшелонов было соженно на станциях. На важных железных и автомобильных дорогах взорвано 11 мостов. За это время лазовцы участвовали в боях с карателями у деревни Прыши Ершического района и в деревне Артюхово Рославльского района. Всего ими было уничтожено 1780 гитлеровцев. В ходе Смоленской наступательной операции 1943 г. бригада активно участвовала в рельсовой войне, а 24 сентября 1943 г. соединилась с частями Красной Армии.